Монтессори

  Ребенок — сокровище, в котором заключена вся любовь!


Метод Марии Монтессори

Эти слова принадлежат  Марии Монтессори. Ее имя хорошо известно во всем мире. Уникальная личность, первая в истории Италии женщина- врач.  Более 100 лет назад она разработала свою методику развития детей дошкольного возраста, основываясь на опыте наблюдения за детьми, исходя из их интересов, потребностей и возможностей. В центре системы – ребенок. Он — личность.

Мария Монтессори писала: «Каждый ребенок-это неповторимая индивидуальность. Это личность, имеющая право на любовь и уважение». По решению ЮНЕСКО имя Марии Монтессори вошло в короткий список педагогов, состоящий всего из 4 человек, которые определили ход педагогического мышления в ХХ веке. В 1949 году Мария Монтессори стала лауреатом Нобелевской премии мира.

В разных странах по этой методике работают более 20000 тысяч садов и школ. В чем же ее особенности и насколько она нам необходима?

Основной девиз метода: Помоги мне сделать это самому! Теория Монтессори построена  на идее детского впитывающего сознания. Ребенок строит себя сам, а задача взрослых  снабжать ребенка стройматериалами. В данном случае уникальными обучающими пособиями. Взрослый выступает не в роли учителя, а помощника. Задача взрослого — только поддерживать интерес ребенка. А для этого педагог должен обладать знаниями,  тактом, опытом , терпением, наблюдательностью, природным чутьем и мудростью. Дети свободны в своем выборе действий и чувств.  Нет оценок, сравнивания с другими детьми,  отсутствует критика. А главное — ребенок имеет право на ошибку.

Разновозрастность — еще один принцип этой методики. Младшие тянутся за старшими, развиваясь быстрее. А старшие привыкают заботиться о младших, приобретая самостоятельность и ответственность.

Среда — это ключевой элемент, без него методика не может существовать. Специально подготовленная среда помогает малышу развиваться самостоятельно. Она учит детей быть независимыми. Дети трогают, ощупывают, на основе сенсорного опыта изучают мир. Весь материал находится в доступности и в единственном экземпляре. Это учит детей социальным правилам, а также учитывать потребности и других детей. Свободная работа в среде не должна быть менее 1.5-2 часов. Среда делится на зоны:

-УПЖ (упражнения практической жизни) дети учатся обращаться со своими вещами

-Зона родного языка (позволяет расширить словарный запас, знакомит с буквами, фонетикой)

-Зона сенсорного восприятия (развивает органы чувств, изучение форм, размеров, величин)

-Зона космоса (знакомит с окружающим миром, основами ботаники, географии, астрономии)

-Зона математики (изучение цифр, порядок при счете, состав числа, математические действия)

Психологами отмечено, что малыши, посещающие группы Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, контакт с окружающим миром. Они более самостоятельны, чем их сверстники из обычных садов.

Именно поэтому, родители, уважающие личность своего ребенка, стремятся отдать его именно в группы Монтессори.

10 заповедей Марии Монтессори в детском саду наглядно демонстрирующие метод:

  1. Не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).
  2. Ни в коем случае не говори плохо о ребенке, в его присутствии или без него.
  3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
  4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие. Показывай место любого развивающего материала, правильные способы работы с ним.
  5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе. Всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
  6. Уважай ребенка совершившего ошибку, он может сейчас или чуть позже исправить ее. Но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
  7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови и не принуждай к другим активным действиям
  8. Помогай тем, кто ищет работу и не может ее выбрать.
  9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
  10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.
А вот и официальный список известных людей, закончивших школы Монтессори.

Известные Монтессори-выпускники:

  • Питер Друкер, гуру менеджмента
  • Сегрей Брин, сооснователь Google
  • Джеффри Безос, основатель Amazon.com
  • Джимми Вейлс, основатель Wikipedia
  • Вилл Райт, дизайнер компании The Sims
  • Хелен Хант, актриса, получившая премию Американской киноакадемии
  • Джордж Клуни, актер, получивший премию Американской киноакадемии
  • Джошуа Белл, американский скрипач, обладатель скрипки Страдивари
  • Кетрин Грехем, владелец/редактор Washington Post
  • Жаклин Бувье Кеннеди Онассис, редактор, в прошлом Первая леди
  • Шон Кумбс, музыкальный магнат
  • Анна Франк, автор «Дневника Анны Франк» (“The Diary of Anne Frank”)
  • Габриэль Гарсия Маркес, лауреат Нобелевской премии в области литературы
  • Принц Уильям и принц Гарри, члены английской королевской семьи
  • T. Берри Брезельтон, педиатр
  • Джулия Чайлд, шеф-повар, автор поваренной книги, телезвезда
  • Фринденсрайх Гундертвассер, австрийский художник, архитектор
  • Кеми Котлер, актриса (самый младший ребенок длинного сериала The Waltons)
  • Дакота Феннинг, актриса
  • Мелисса и Сара Джилберт, актрисы
  • Ли Селонга, филиппино-американская актриса, актриса Бродвея Монтессори.